top of page

О.С. Поршнева и Н.Н. Баранов приняли участие в международной конференции

  • Фото автора: Исторические Конференции
    Исторические Конференции
  • 22 мая 2019 г.
  • 2 мин. чтения

16–17 мая 2019 г. состоялась всероссийская конференция «Память и идентичность – II. Кто пишет историю: особенности формирования исторического нарратива», организованная кафедрой всеобщей истории и кафедрой древних языков РГГУ в рамках «Гуманитарных чтений РГГУ – 2019» и международного научно-практического форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения».



В работе конференции приняли участники нашего проекта РНФ «Политика памяти vs историческая память: Наполеоновские войны и Первая мировая война в юбилеях» - руководитель, д.и.н., профессор О.С. Поршнева и д.и.н., доцент Н.Н. Баранов.


О. С. Поршнева выступила в Пленарном заседании конференции с

докладом «Империалистическая война» в большевистской политике памяти:

институты, механизмы, практики коммемораций 1920 – 1930-х гг.».

Докладчик показала, что в советской России опыт мировой войны, несмотря

на интернационалистский акцент в пропаганде и включение нарратива о

войне в меганарратив о Революции, тщательно изучался и осмысливался

военными специалистами и политической элитой. Как и в Европе, в СССР

официальный дискурс о войне и практики государственных коммемораций

были детерминированы доминирующей идеологией. Однако специфика

советского государства была в том, что оно стремилось преодолеть

сохранявшуюся стихийность массового сознания, подавить конкурирующие

нарративы, целенаправленно и активно формируя культурную память.

Восприятие Великой войны, - отметила докладчик, - было межвоенной конструкцией как в советской России, так и за рубежом – это, как ничто другое, придает политике памяти и исторической памяти о Первой мировой войне в России общеевропейское измерение.


Доклад Н.Н. Баранова "Г. Аубин: "национально мыслящий" немецкий историк между Веймаром и Бонном" был посвящен влиянию пережитого на фронте опыта Первой мировой войны на профессиональную деятельность одного из самых оригинальных и неоднозначных историков-медиевистов. В его научном наследии нет прямых отсылок к военному опыту, за исключением активного использования "милитаристской" фразеологии: «нападение», «атака», «клещи», «восточный фронт»,  «командование» и другие. Однако именно под влиянием военного опыта и последующих драматических событий Аубин сформировался как убежденный консервативный националист, основатель направления "остфоршунг" в исторической науке, упорно разрабатывавший тему "германского натиска на восток", убежденный сторонник идеи "культурной миссии" германцев по отношению к другим народам центральной и восточной Европы. В этом смысле, не будучи активным сторонником гитлеровского режима, он способствовал обоснованию его агрессивных и расистских идеологических постулатов.



 
 
 

Comentarios


© 2018 Ольга Поршнева. Сайт создан на Wix.com

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey
bottom of page